Искусство
в
моде
Как развивается партнерство
Дома культуры «ГЭС-2» и LIMÉ
Культурные пространства меняются: все чаще они призывают осмыслять действительность в диалоге с медиаторами. Но как должны выглядеть сотрудники, которые строят коммуникацию на равных с посетителями, и какие подходы им следует использовать? Дом культуры «ГЭС-2» изучает эти вопросы в партнерстве с брендом LIMÉ.
Музеи
сегодня —
не те, что прежде
Музеи
сегодня —
не те, что прежде
Темой моды и исследованием одежды в культурных институциях сейчас никого не удивишь: регулярные fashion-выставки, проходящие в разных точках земного шара уже не одно десятилетие, доказали и культурную, и социальную, и историческую значимость одежды. Однако внимание к внешнему виду сотрудников этих пространств — сравнительно новый тренд, который не так давно начал модернизироваться.
Проявлением такого тренда стала совместная работа LIMÉ и «ГЭС-2». Весной этого года российский бренд одежды стал официальным партнером направления медиации Дома культуры. Главная задумка и цель тандема основана на самой идее медиации: эта форма взаимодействия с посетителями предполагает уважительный диалог на равных, разговор, в котором голос каждого важен. В такой коммуникации нет главных, нет обладателей тайных знаний; медиатор — не экскурсовод и не строгий учитель, он скорее проводник в мир современного искусства.
«Современная культурная институция стремится быть ближе к своему посетителю. Она сегодня становится чем-то большим, чем просто музей, хочет быть общественным пространством, открытым для самых разных категорий посетителей, пространством для дискуссии и равноправного диалога не только друг с другом, но и с институцией; важнейшую роль в этом процессе и играет медиация», — говорят в «ГЭС-2».
Такой демократичный подход помогает переосмыслить многие ограничения: какие вопросы можно и нельзя задавать в культурных институциях, как надо изучать искусство и, конечно, как должны одеваться посетители и работники таких пространств. Как метко подмечено в исследовании униформы культурного работника, которое было подготовлено как раз в рамках партнерства «ГЭС-2» и LIMÉ, долгое время в музей было принято одеваться «как в церковь по воскресеньям — в нарядное и строгое одновременно; в этом отражалась сакрализация музейного пространства». Это касалось как посетителей, так и сотрудников. Но если работники современных институций уже, как правило, не ограничены в выборе одежды или придерживаются не слишком формального стиля, то в более классических музеях сохраняется если не униформа, то четкий дресс-код.
Мода
и институции: мировые кейсы
Мода
и институции: мировые кейсы
Решить, каким будет этот дресс-код, — задачка со звездочкой. В последние несколько лет многие крупные институции сотрудничали с дизайнерами и модными брендами, чтобы найти ответ на этот вопрос. Получалось с разной степенью успешности.
Так, одними из первых адаптировать униформу решили в лондонском Музее Виктории и Альберта. Этой культурной институции с многовековой историей удается удерживаться на гребне волны: из сезона в сезон V&A создает выставки-блокбастеры, на которые выстраиваются очереди, сотрудничает с топовыми брендами, а также приобретает в коллекцию музея работы современных дизайнеров. Чтобы отразить эту деятельность, в 2017 году музей сменил униформу сотрудников при помощи британского дизайнера Кристофера Райберна. Он придумал несколько моделей одежды «второго слоя»: яркие лонгсливы, футболки, спортивные бомберы, ветровки и флисовые олимпийки можно надевать прямо на свою одежду. Новый дресс-код сотрудников вызвал дискуссии: одни его хвалили за смелость, другие сравнивали с нарядами кассиров в супермаркетах.
Неожиданные ассоциации у аудитории также вызвала в 2021 году одежда для музейных сотрудников от Gucci. Унисекс-наряды — прямые брюки и рубахи мятного цвета — создали для сотрудников временной выставки в музее современного искусства в итальянском замке Риволи. По задумке модного дома, униформа была отсылкой к садоводству: сотрудники выставки также ежедневно трудятся над созданием «сада культуры». Референс, однако, был считан иначе: в условиях 2021-го, когда пандемия COVID-19 еще не была далеким воспоминанием, наряд сравнивали с униформой работников больниц и психиатрических лечебниц.
И все же этот кейс совсем не означает, что такие затеи обречены на провал; многие из созданных модными брендами униформ были приняты очень тепло. Так, например, в 2018 году австралийский дизайнер Дион Ли придумал для Сиднейского оперного театра целую коллекцию: 24 предмета одежды, которые легко сочетаются между собой. Коллекция получилась элегантной и учитывающей потребности сотрудников: в ходе работы над дизайном Дион Ли регулярно запрашивал у них обратную связь и устраивал примерки.
Все эти, а также многие другие кейсы обновления дресс-кода сотрудников культурных институций перечислены в специальном исследовании, заказанном «ГЭС-2» и LIMÉ в преддверии опен-колла для молодых дизайнеров.
«Исследование для нас подготовила аспирантка Школы дизайна НИУ ВШЭ Елизавета Кузнецова, и задача была не из простых, тема исследована все еще очень мало, — говорят в Доме культуры. — Тем не менее сделать обзор ситуации у нас получилось».
Атрибутика для медиаторов
Атрибутика для медиаторов
По словам представителя «ГЭС-2», требования к внешнему виду работников варьируются в зависимости от типа институции и ее позиционирования, а также от характера работы сотрудника и положения в структуре институции: каждая роль имеет свою специфику и режим «видимости» для аудитории.
«Кому-то нужен, например, заметный жилет, чтобы быть видимым в выставочном зале, а кто-то может позволить себе ходить на работу в привычной одежде и не корректировать свой стиль», — говорят в Доме культуры, подчеркивая, что сегодня именно уход от логики строгого дресс-кода выступает важнейшим трендом.
Учитывая, что в идее медиации заложены принципы открытости посетителю и ухода от иерархий, для таких сотрудников «ГЭС-2» было необходимо создать не униформу, а скорее ряд опознавательных элементов. Так появилась идея о линейке атрибутов, которые не мешают медиатору выражать собственный стиль, но при этом помогают посетителю разглядеть сотрудника в пространстве, а самому сотруднику комфортно выполнять рабочие задачи.
«Создание образа для медиатора — это очень интересная и нетривиальная задача ввиду того, какое положение он занимает внутри „ГЭС-2“ как институции, — говорят в пресс-офисе Дома культуры. — С одной стороны, медиатор — это сотрудник институции, который разговаривает с посетителями о ее ценностях. С другой стороны, сама по себе медиация как практика строится на равноправном диалоге, который строится на мыслях и ощущениях посетителей».
Иными словами, медиатор ведет диалог не просто как представитель институции, но как человек, как личность со своими интересами, взглядами и эмоциями. Можно сказать, что организованный «ГЭС-2» и LIMÉ опен-колл стал настоящим вызовом для молодых дизайнеров: в индустрии не так много возможностей поработать над нетривиальным брифом.
Опыт «ГЭС-2» и LIMÉ
Опыт «ГЭС-2» и LIMÉ
В конце июля объявили победителя и призеров опен-колла. Ими стали как раз те, кто смог понять всю суть работы сотрудников отдела.
«Тот образ медиатора, который представил победитель опен-колла Егор Гализдра, отражает эту сложность: с одной стороны, у посетителя будет возможность узнать медиатора среди других людей в „ГЭС-2“, с другой — медиатор не потеряет своей индивидуальности», — говорят в Доме культуры.
Примечательно, что в рамках инициативы был опубликован не только проект победителя, но и двух финалистов, которые также получили гонорар за разработку концепции. Все это стало еще одним шагом к созданию уникальной атрибутики для медиаторов. После объявления результатов опен-колла партнеры открыли совместное поп-ап-пространство «ГЭС-2» и LIMÉ, где представили совместную коллекцию одежды для посетителей, провели мероприятие, посвященное форматам медиации, и выпустили авторский зин по теме.
«Мода и искусство не только отражают текущее состояние общества, но и участвуют в его трансформации, помогают людям выражать индивидуальность и принадлежность к определенным группам, — говорят в LIMÉ. — Театры, выставки, музеи и модные показы формируют представления о красоте, трендах и социальных ролях, становятся площадкой для обсуждения актуальных вопросов, волнующих общество».
Можно сказать, что своей программой долгосрочного партнерства с «ГЭС-2» российский бренд LIMÉ активно участвует в той самой трансформации общества — и не словом, а делом. Демократизация внешнего вида сотрудников, развитие программ медиации, утверждение формата равноправного диалога — все эти шаги могут сделать искусство и культуру доступнее и распространеннее.